В 2019-ом году я наконец вернулся в ряды велосипедистов! Ура ура! Честно говоря, очень скучал и в какой-то момент сорвался. Теперь у меня целых два велосипеда, заметное изменение в сравнении с нулём =) . Первый велосипед, это Orbea Saphyr 2008 года – старенький кантрийник. Я его перебрал, заменил некоторые компоненты на более удобные и современные, и он засиял новыми красками! Второй, хотя вернее его все-таки называть первым, ибо он основной, это, мой ставший уже любимым, велосипед Merida One-Twenty 600 2019 года – отличный алюминиевый двухподвес для катания по трейлам.

merida one-twenty 600 2019

Страничка на официальном сайте: https://www.merida-bikes.com/en/bike/18/one-twenty-600

Я уже записывал видео с какими-то мыслями в середине летнего сезона, его можно посмотреть вот тут. А сейчас хочу поделиться тем, о чем думаю уже сейчас, зимой =) . Что-то уже было в видео, что-то могло поменяться, а что-то станет хорошим дополнением. Начнем…

Merida One-Twenty 600 2019 после сезона катания

Трейловый велосипед, что это значит?

Этот велосипед позиционируется, как трейловый. Это достаточно новый формат, потому он не всем понятен. Трейловый велосипед, это такой кросскантрийник на стероидах или зародыш даунхильного вела. Выбирайте, что вам больше нравится =) . В сравнении с кросскантрийником, мы получаем:

  • увеличенный ход подвески,
  • чуть более заваленный угол рулевой,
  • более длинную колесную базу,
  • более короткие нижние перья,
  • широкий и поднятый руль,
  • более короткий рич и низкую посадку,
  • заниженную каретку,
  • трансмиссию, которая дает хорошо лезть в гору, но не позволяет гонять на скорости,
  • более злую резину
Геометрия Merida One-Twenty
Геометрия Merida One-Twenty

Во что это всё выливается? Сейчас расскажу:

  • я получил возможность идти на приличной скорости по пересеченной местности – камни и корни уже не так страшны. Неровности заметно меньше отдают в руки, широкий руль дает лучший рычаг – управление отзывчивее, усталость меньше. Зад не бросает из стороны в сторону, что тоже положительно сказывается на общем контроле! Уже не ощущаешь себя лихим ковбоем, усмиряющим дикого скакуна.
    • Но стоит заметить, что хода вилки, именно, все-таки не так много. На лютой жести это становится заметно, потому я и решил ее разогнать до 150 мм.
  • за счет того, что ход подвески не так уж большой, база хоть и сравнительно большая, но не такая, как у суровых собратьев, нижние перья достаточно короткие, а рулевая завалена несильно – вел не потерял своей юркости! Он очень резво разгоняется, хорошо слушается на коротких поворотах, а на маленьких прыжках не кажется, что пытаешься оторвать от земли слона. Очень классное ощущение, которого не ожидаешь от двухподвеса. Замечу, что тоже самое отмечали и мои друзья, пробуя One-Twenty после своих эндуро-монстров =) .
  • по итогу Merida One-Twenty позволяет с хорошей динамикой вкрутить куда-нибудь в горы, а потом, весело перепрыгивая корни и камни, съехать вниз. Съехать без жестких дропов или больших трамплинов, но вполне позволяя прыжки на кочках и перегибах. Чувствуется он вполне уверенно и стабильно.

Что я поменял за сезон

В первую очередь хочу рассказать о том, что я изменил или поменял в этом велосипеда сразу или в течении сезона.

Покрышки

Первое, что пошло под замену, это передняя покрышка. Зная наши камчатские тропинки, наш влажный климат, я понимал, что надо готовить велосипед к тому, что ему придется цепляться “зубами” за сырую землю в поворотах. На мой взгляд идущие в комплекте Merida One-Twenty Maxxis Forecaster не очень подходят для таких целей, потому решено было заменить переднюю покрышку на более агрессивную и зубастую – Maxxis Minion DHR. Но мне не повезло, в тот момент в наличии я ее не смог найти, потому ей на смену пришла несильно уступающая по зубастости и проверенная годами каталки – High Roller II Foldable 60TPI 3С MaxxTerra EXO TR 2.40 – облегченная, складная (Foldable) с усиленными стенками (EXO), достаточно цепкая и мягкая, но накатистая (3C MaxxTerra), готовая к бескамерному использованию и весом чуть меньше 900 грамм (вот тут можно подробнее почитать про все эти непонятные обозначения на покрышках Maxxis).

По итогу – покрышка показала себя просто отлично, очень хорошо держала в поворотах, выкарабкивалась из скользких рытвин. Теперь я думаю о замене задней на нечто подобное, ибо Forecaster хорошо катит, но держит и “гребёт” так себе.

Бескамерки

Второе, что я сделал сразу во время сборки велосипеда, это вынул камеры, поменял ниппели и залил герметик – перешел на бескамерки. Это был, так сказать, превентивный шаг, польза от которого конечно есть, но я ее не могу оценить четко, потому что не катал на этом веле с камерами.

Могу только заметить, что обода на веле проклеены и готовы к бескамерному использованию. Также стоит сказать, что в районе стыка обода могут попасться небольшие отверстия, которые, если ваш герметик жидковат, будут заклеиваться сравнительно долго. Можно их найти заранее и замазать сразу, потом подольше повозиться с распределением герметика или просто использовать более густой герметик с использованием всяких гранул.

Передний тормозной диск

История с заменой переднего тормозного диска берет свое начало в моменте, когда на одном из затяжных спусков я ощутил, что моё желание остановиться сопровождается тормозным путём в десяток метров или вообще игнорируется велосипедом, который продолжает медленно и уверенно катить вниз. В этот момент стало понятно, что замены тормозной системы не миновать! Из коробки на этом велосипеде стоят Shimano MT500 (видео про тормоза и замену диска) – хорошие двухпоршневые тормоза с удобной ручкой и неудобной схемой установки колодок. Они хорошо себя показывают на лесных тропинка, небольших спусках, но когда дело доходит до чего-то посерьезнее и протяженнее – они не справляются =(. У нас таких мест много, потому менять надо.

Чтобы обойтись малыми жертвами в плане финансов, решил поменять передний ротор на 203-ий, стояли 180-ые, результат получил, но он недостаточен, чтобы на этом успокоиться.

Разгон вилки RockShox Sektor

Под самый конец сезона жажда экспериментов привела меня к тому, что, прознав о том, что RockShox Sektor 130 получен из 150-ого установкой проставки в воздушной камере, я решил убрать эту проставку и получить 150 мм хода. Многие сразу скажут, что нарушится геометрия – это верно, но был придуман компромиссный ход – сделать сэг больше, сделав вилку мягче в начале хода, установить еще один токен в воздушную камеру, чтобы сделать ее жестче в конце. Люблю я эксперименты =).

У нас как-то раненько пришли холода, потому я не успел протестировать “обновленную” вилку… жду нового сезона.

Кому будет интересно залезть туда своими ручками – задавайте вопросы и читайте вот этот мануал: Rockshox-Sektor-RL-2019-2020-Service-Manual.pdf

Конструкция Rockshox Sektor RL
Конструкция Rockshox Sektor RL

Что хочу поменять перед следующим сезоном

Тормоза

В целом, как я уже сказал выше, тормоза Shimano BR MT-500 показываются себя хорошо на лесных тропинках небольших горках, но на длинных спусках, где периодически скорость выходит за рамки комфортной для входа в поворот, их производительности уже не хватает. Они неспособны быстро погасить скорость, местами даже вообще остановить толком не могут (это уж прям на сильном уклоне), на хорошем уклоне вся тормозная система еще и сильно греется… Потому я решил их заменить на более мощные.

Мои варианты новых тормозов для Merida One-twenty 600

Вот какие у меня варианты:

  • Shimano XT M8120 – четырехпоршневые тормоза хорошего уровня, выше идут XTR. Из заметных плюсов: заметно возрастающая мощность за счет удвоенного количества поршней и увеличившейся площади колодки; радиаторы на колодках; легкий доступ к замене колодок. Вот ссылка на сайте – https://bike.shimano.com/en-SG/product/component/deore-xt-m8100/BR-M8120.html
Shimano XT M8100
Калипер Shimano XT M8120
калипер Shimano SLX M7120
Калипер Shimano SLX M7120
  • Shimano BR MT-520 – самая простая версия четырехпоршневых тормозов от Shimano. Это на тот случай, если не удастся приобрести XT или SLX – эконом вариант. Вот ссылочка: https://bike.shimano.com/en-SG/product/component/shimano/BR-MT520.html
Shimano BR MT-520
Калипер Shimano BR MT-520

Диски

Здесь я хочу обойтись малыми жертвами и может покататься еще на старых дисках – стоке идут 180мм под органические колодки. Передний я уж поменял. Но, возможно, все-таки поменяю все на диски под металлические колодки с радиаторами – если уж перестраховываться, то на все деньги =))) . Да и я уж один раз был на грани перегрева дисков, словив стойкий аромат чего-то палёного на одном из спусков, остановился, передохнул, переждал. Не хочу проверять границы “прочности”, потому смотрю на вот эти Shimano RT-MT800 – https://bike.shimano.com/en-SG/product/component/deore-xt-m8100/RT-MT800.html

Shimano RT-MT800
Shimano RT-MT800

Кстати говоря, Shimano’вское крепление дисков Centerlock мне понравилось! Удобнее и быстрее!

Подвеска и трансмиссия

Здесь я еще раз напомню, что высказываю свое личное субъективное мнение, основанное на ощущениях, а не на циферках в табличках или статистике. Учли!? Продолжаем!

Вилка RockShox Sektor

Я хоть и достаточно легкий – 67 кг, но давление в вилке я сделал чуть больше заявленного производителем, а когда пару раз обнаружил, что умудрился сложить вилку, то добавил один токен в воздушную камеру – сработало.

Для катания по лесным тропинкам с небольшими спусками стокового хода вилки RockShox Sektor в 130 мм хватает с лихвой, но, если мы добираемся до чего-то более серьезного с прыжками, корнями и камнями, то тут можно ощутить недостаток =( . Не могу сказать, что под конец сложных участков у меня уставали руки, еще со времен хардтейла я привык очень сильно “подключать” к амортизации руки, но все равно местами я ощущал, что отрабатывать приходится много. Под конец сезона я решился все-таки ее “разогнать” до 150 мм. потому скоро уже протестирую…

Интересная система линков и мягкость задней подвески

Конструкция линков подвески мне сразу понравилась и вызвала интерес. Она устроена так, что амортизатор не имеет точки крепления к переднему треугольнику – верхней частью крепится к линкам, а нижней крепится к рычагу, идущему к нижним перьям. Хоть и мой опыт катания на двухподвесах невелик, но субъективно – хоть и ход подвески всего 120 мм (тут стоит RockShox Deluxe с блокировкой и регулировкой отскока), по ощущениям она мне кажется “глубокой” и очень мягкой.

Также сообщается о том, что такая конструкция подвески меньше раскачивается при педалировании – тут лишь могу заметить, что она это делает вполне заметно, потому все-таки блокирую амортизатор когда поднимаюсь по ровной дороге и на большое расстояние.

Амортизатор RockShox Deluxe отрабатывает свои задачи хорошо, имеет настройку отскока и блокировку. Блокировка – штука полезная, особенно в наших условиях, когда возвращаясь с трейла приходится иногда преодолеть пару участков с подъемами по асфальту – заблокировал и идешь на хорошей скорости без лишних трат сил. Для тех, кто думает, что блокировка делает амортизатор или вилку 100% жесткой, замечу, что это не так – даже в полностью заблокированном состоянии остается оооочень маленький ход!

Двойные шарниры на перьях

Мне, как любителю надежности, это решение очень понравилось. Чисто теоретически, такая конструкция увеличивает жесткость и надежность креплений. Не хватает только дополнительных пыльников, чтобы прикрывали соединения от летящей грязи.

Трансмиссия SRAM NX

На Merida One-Twenty 600 установлена трансмиссия SRAM NX 1х12 11-50. Для меня это был первый опыт катания с системой 1х12, это оказалось очень удобно – никаких больше “расчетов” в голове, какую-же скорость выбрать оптимальнее для этих 100 метров дороги. По весу не могу сказать, что эта система тяжелая или наоборот, сложно сравнивать на основе ощущений.

В целом комбинация narrow wide звезды спереди и “сковородки” на 12 звезд сзади работает отлично. За сезон ни разу не подстраивал переключатель, разве что пару раз подкрутил регулятор на манетке. Надежно, стабильно, удобно, хочу на второй вел такое же! =)

Единственное, что я бы поменял в ней при возможности, это количество звезд. Двендцать мне совершенно не нужно, можно пропустить некоторые промежуточные. Ну и нарастить большую до 52, а маленькую уменьшить до 10 тоже можно. С еще меньшей звездой можно будет увереннее катить с кросскантрийниками.

И другие интересные детали

Защита рамы – простая, но рабочая

Это кажется мелочью, но когда всё идет сразу с завода, и не надо тратить денежку сверху на покупки защиты рамы от летящих камней – это приятный момент! На Merida One-Twenty сразу идет защита нижней трубы рамы и нижнего пера со стороны цепи.

Защита рамы
Защита рамы, идущая с завода

Дроппер Merida

В комплекте с велосипедом в размере S идет телескопический пневматический подседельный штырь (дроппер, проще говоря). Он здесь на 100 мм хода и с символикой Merida, внешне напоминает продукцию Brand-X. Работает он хорошо, за сезон не возникло ни одной проблемы с его работой. Люфт появился достаточно быстро, но от этого я не ощутил никаких неудобств. Не могу сказать, почему некоторые уделяют этому так много внимания. А вот триггеру дроппера стоит уделить строчку – он удобен и надежен. Учитывая, что этот рычажок жмешь очень часто, то это важная характеристика.

Хода в 100 мм даже при моем росте в 169 см, оказалось маловато! Судя по положению подсидела в раме, мне можно спокойно ставить 150 мм и радоваться жизни, даже запас под задний фонарь останется =). Имейте ввиду!

В любом случае – я соглашусь с многими в том, что дроппер – одно из значимым нововведений за последние годы! Это настолько удобно, что обычные подсидел кажется чем-то ужасным.

На подседеле идет комплектное седло Merida Comp CC, желания его сменить у меня не возникло.

Втулки на шарах от Shimano

Многие избегают втулок на шарах. В этом конечно что-то есть, ведь и я сам стараюсь обходить насыпные подшипники стороной. Но на этом велосипеде с втулками все хорошо, один сезон они уже откатали, думаю, что откатают и второй!

Держатель для бутылки

На Merida One-Twenty 600 предусмотрено место для крепления держателя бутылки. Только стоит заметить, что места там мало, потому и бутылка должна быть небольшая, и держатель с боковой загрузкой.

Педали Malage

Никогда не гонялся за какими-то навороченным педалями, которые стоят, как велосипед, хоть дешманский, но велосипед. Потому приобрел педали от бренда Malage 4 с 4-мя промподшипниками (подшипниками закрытого типа 😉 ). Однозначно не пожалел – стоят недорого, работают хорошо, а весят 180 гр. / штука.

Педали Malage 4

Разные мои видео по Merida One-Twenty 600

комментария 2

  1. Константин:

    Отличная статья!

    • Никита Батищев:

      Спасибо! Тяжело далась, ибо сезон закончился давно, собирался долго… хороший показатель того, что, если есть идея, то нужно реализовывать ее как можно быстрее =))

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.